Всё ещё впереди!

За плечами сорок два года работы… Сорок два года непрерывной работы над собой. Она признаётся: «Все было как-то странно – впервые и вопреки, но именно эти вопреки определили всю мою жизнь и карьеру». И кажется, что она из тех людей, которым всё давалось легко. Однако секрет прост – никогда не оглядываться назад и твёрдо верить, что всё ещё впереди!

Елена Коблюк - известный и уважаемый человек в Одинцове. Кто-то знает её как талантливого и профессионального журналиста, кто-то - как внимательного и дружелюбного библиотекаря. Но каждый, кто её знает, несомненно, скажет, что это невероятно обаятельная женщина с необычайно положительной энергетикой.
И все-таки в школе она долго не могла решить, кем стать – журналистом или библиотекарем. Однако если журналистика была необъяснимым желанием, то библиотекарем она была в своих мечтах изначально. Тяга к чтению появилась у Елены, когда ей было всего четыре года. Точнее, в четыре года она уже пошла и самостоятельно записалась в библиотеку в городе Нерчинск (Забайкальский край), так как и дома, и у соседей все детские книжки были прочитаны от корки до корки и по несколько раз.
- Читать я научилась благодаря бабушке, - вспоминает моя героиня. – Она любила читать газеты шёпотом. Я садилась рядом и прислушивалась. Удивительно, но так я и выучила алфавит.
О первой своей библиотеке Елена помнит до сих пор. Да и как это можно забыть, ведь она располагалась в зеркальном зале Бутинского дворца (Михаил Дмитриевич Бутин – житель Нерчинска, купец 1-й гильдии, золотопромышленник. - Прим. автора).
- Только представьте: город Нерчинск – тротуары из досок, вместо асфальта песок, скучная деревянная застройка, - рассказывает Елена. – И вдруг ты выходишь за рамки того, где ты живешь - из серости и обыденности попадаешь в сказку. Наверное, тогда сразу всё и сложилось. И желание читать, ведь во всём этом великолепии даже приятнее было брать книгу в руки, и желание проводить в библиотеке как можно больше времени.
В 1971 году жизнь Елены резко изменилась. Суровый климат Чукотки, где они тогда жили с семьей, плохо влиял на её здоровье, и родители после окончания восьмого класса отправили её жить к тёте в Одинцово.
- Для меня это не было особым потрясением, - вспоминает Елена, - я восприняла это как нечто должное. Городок мне тогда понравился, он был совсем маленький, уютный. На улице Советской, где сейчас раскинулись торговые ряды «Одинцовского Подворья», тогда был сад, там находилось здание библиотеки. Вернее, небольшой деревянный домик. Но атмосфера там была нисколько не хуже, чем в Бутинском дворце. Особенно много времени я проводила там зимой. Придешь в библиотеку - дрова в печке потрескивают, тепло, запах книг становится ещё ощутимее… Там тогда работала совершенно потрясающая женщина – Галина Ивановна Боброва. Причём она работала в этой библиотеке ещё до войны, а в годы войны переносила все книги к себе домой, тем самым сохранила фонд для будущих читателей.
После окончания школы Елена решила, что уже достаточно взрослая, чтобы обеспечивать себя самой. Поэтому она поступила на вечернее отделение в Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской и пошла… нянечкой в детский сад совхоза «Матвеевский», от которого получила комнату в общежитии. Ушла она из детского сада уже воспитателем, через шесть лет, когда вышла замуж и переехала в Голицыно.
- И тогда я пошла учиться туда, куда действительно хотела, - рассказывает Елена, - поступила в Московский государственный институт культуры, опять же на вечернее, и устроилась работать библиотекарем в Голицынскую школу № 3. Библиотека располагалась на цокольном этаже и для школьной – она была с довольно внушительным книжным фондом. Но самое прекрасное в этой школе – были люди, которые там работали. Люди, прошедшие войну… В них было всё – знание жизни, настоящая интеллигентность, доброжелательность, оптимизм. И у них действительно было чему поучиться.
Через два года, в 1982 году, Елена устроилась работать в Одинцово. Тогда все библиотеки переходили на библиотечно-библиографическую квалификацию, и Одинцово было пилотной площадкой.
- Когда была назначена главным библиотекарем в Центральную библиотеку на улице Маршала Бирюзова, - вспоминает Елена, - на меня была возложена миссия по созданию кабинетов научно-технической информации. Не нужно забывать, что район был сельскохозяйственный, и мне просто необходимо было убедить директоров совхозов, что такой-то бригаде, на такой-то ферме ну просто необходим этот кабинет. Было тяжело, но у меня начало получаться. Я ездила по всему нашему району, представляя рабочему человеку всевозможные журналы, из которых они могли узнать о новинках и достижениях в сельском хозяйстве.
А потом было радио. Ей предложили – она решила попробовать и осталась там на пятнадцать лет.
- Сначала объем вещания был маленький, мы выходили три раза в неделю по двадцать минут в записи. Признаюсь, порой было скучно. Но со временем начали вводить живые репортажи. Практически каждый день в городе что-то открывали, закладывали, проводили встречи с жителями, где обсуждали генпланы застройки. Конечно, основной нашей концепцией – были люди. Мы делали передачи, главным образом, о людях и для людей. Часто гостями студии становились руководители предприятий и директора совхозов. Но особенно я любила репортажи с полей. Ох уж эти доярочки и полеводы! Это были простые, в хорошем смысле слова, и естественные, настоящие люди. Шикарно тогда проходили Пушкинские праздники в Захарове. Каждый раз я туда ездила с большим удовольствием. Теплоту и доброжелательность царящей там атмосферы я помню до сих пор. И это непередаваемо.
Но были и не очень позитивные моменты. До сих пор Елена не может забыть, как тяжело, в моральном смысле, ей давались программы об афганцах, когда она записывала их воспоминания.
- Проблематично было и в девяностые, - вспоминает она, - когда с перерывом в несколько месяцев на радио звонили одни и те же люди, а на голоса у меня очень хорошая память, но высказывались каждый раз по-разному. И это не потому, что люди какие-то были не такие. Просто мы не успевали тогда адаптироваться, переваривать и оценивать то, что происходило в стране.
В 2002 году Елена Коблюк возглавила городскую телекомпанию. Но спустя три года, как она сама говорит, изменила городу. Ей предложили стать шеф-редактором одной из программ на столичном телеканале.
- У меня был такой период в жизни, - снова вспоминает Елена, - когда устаёшь от всего и понимаешь, что в какой-то мере ты достиг своего «потолка», а что дальше делать – не понимаешь. И при других бы обстоятельствах я не согласилась идти работать в Москву. Но мне предложили редакторство в программе о людях с ограниченными возможностями здоровья. И я поняла – это то, что мне нужно. Это люди, непобежденные своими недугами, это люди, непокоренные своей непростой судьбой, это люди – гиганты. Их сила духа поражает. И, общаясь с ними, хочется верить в лучшее, хочется жить! Некоторые герои моих программ стали для меня по-настоящему близкими людьми, и я с ними поддерживаю связь до сих пор.
А когда программу закрыли, Елена вернулась в Одинцово и последние восемь лет работала заведующей библиотекой № 4. В настоящее время она уже несколько месяцев просто отдыхает…
- Да. Я ушла на заслуженную пенсию, - смеется Елена. – Решила дать себе отдохнуть. И, наконец-то, могу позволить себе читать то, что хочу. За годы работы в библиотеке я читала только те книги, которые точно знала, что будут спрашивать. Особенное внимание уделяла юношеской литературе. Я должна была понимать, что я даю молодому поколению, у которого еще неустоявшееся видение жизни. Главное же - не навредить.
Однако, глядя на Елену Коблюк, сложно представить, что она сможет просто отдыхать. Ведь на вопрос «какой самый лучший период в Вашей жизни?» она не думая отвечает: «Пока я живу!». А это значит, что самое интересное ещё впереди!

Юлия Бурчик
Фото автора и из архива Елены Коблюк