О легендах кино из первых уст

По инициативе мэра города Одинцово Александра Гусева продолжается серия творческих встреч с любимыми и знаменитыми артистами – членами Международного детектив-клуба. На этот раз жителям города выпала возможность пообщаться вживую с советской и российской актрисой театра и кино, народной артисткой России Натальей Гвоздиковой. Встреча состоялась 16 ноября в городском Доме культуры «Солнечный».

Беседу с любителями кино Наталья Фёдоровна начала с предложения не верить тому, что пишут об артистах в Интернете и на страницах «жёлтой» прессы, а лучше приходить на их творческие вечера и узнавать всю информацию из первых уст. А ещё гостья призналась в любви нашему красивому и зелёному, хотя и молодому, городу. И поделилась, что прошлый День рождения Одинцово отпраздновала с его жителями и с удовольствием приедет на 60-летний юбилей, который мы будем отмечать на следующий год.

Собственная история знаменитой гостьи началась на стыке трёх государств – Китая, Монголии и Советского Союза – на станции Борзя Забайкальской железной дороги Читинского региона. Отец Натальи Фёдор Титович служил тогда в Китае военным инженером. И потому его младшая дочь родилась в военном госпитале за занавеской. Мама Нина Николаевна всегда говорила: «Наташа, запомни, доктор Бронштейн трижды возвращал тебя к жизни». «Видимо, мне суждено было жить, – продолжала Наталья Гвоздикова. – Наша семья вслед за отцом много раз переезжала из города в город. А окончив школу, я приехала в Москву и поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии. Старшая сестра Людмила тогда уже была артисткой. Мне посчастливилось учиться у легендарных педагогов Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и получить замечательную профессию. Я благодарна своей судьбе, хотя наша профессия состоит не из одних только праздничных и звёздных моментов, как многие полагают. В ней гораздо больше напряжённой и кропотливой работы, без которой не может состояться ни один артист».
Курс Натальи Фёдоровны называли курсом четырёх Наташ. Здесь вместе с Гвоздиковой учились знаменитые тёзки, с которыми она до сих пор поддерживает дружеские отношения, – Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова и Наталия Белохвостикова.

Сниматься в кино Наталья Гвоздикова начала еще обучаясь во ВГИКе, в 1969 году. Сегодня в копилке замечательной актрисы с полсотни кинокартин. Но, пожалуй, самую яркую славу и всенародную любовь принесли ей телесериалы «Большая перемена» и «Рождённая революцией».
В 1973 году она снялась в знаменитой четырехсерийной комедии «Большая перемена», где предстала в образе яркой брюнетки, аспирантки исторического факультета Полины, у которой герой актера Михаила Кононова просит разрешения «ею восторгаться», а затем стать его женой. В этом фильме актрисе пришлось сниматься в парике – параллельно шли съёмки другой картины, в которой Наталья Фёдоровна играла светловолосую девушку. Картина принесла успех, после которого Гвоздикова проснулась знаменитой.
Десять серий культового фильма «Рождённая революцией» о становлении советской милиции и её борьбе с преступностью в 1920-е годы снимались с 1974 по 1977 год. И, как говорил тогда актёрам министр внутренних дел Николай Щёлоков, во время проката картины преступность по всему Советскому Союзу снизилась больше чем на 30 процентов. За роль Кондратьевой - Кораблёвой в криминальном детективе Наталья Гвоздикова удостоена Государственной премии СССР, которую ей вручали в Кремле. А её знаменитая коса, безжалостно обрезанная ещё до завершения съёмок, как реликвия до сих пор хранится у артистки дома.

Творческая биография Натальи Фёдоровны была проиллюстрирована видеоподборкой сюжетов из некоторых фильмов с ее участием. Зрители с большим интересом и чувством некоторой ностальгии вспоминали старое доброе кино. А артистка комментировала происходящее на экране. Помимо сюжетов из картин, принесших Гвоздиковой всесоюзную известность, зрители увидели также знаменитый фрагмент из картины Василия Шукшина «Калина красная», в котором она сыграла телефонистку, а также кусочек картины по одноимённой повести Пушкина «Барышня-крестьянка», где у Натальи Фёдоровны хотя и эпизодическая роль, но на чистом французском языке. После неё артистка получила приглашение от польского режиссёра Роберта Глински сняться в фильме, где нужно говорить по-французски практически всю дорогу. О количестве текста на французском Наталья Фёдоровна узнала не сразу. Когда взяла в руки сценарий, то пришла в ужас. Выручил её сын Фёдор – профессиональный лингвист. Он все перевёл и поставил произношение. «Днём и ночью учила слова, измучилась вся! Везде висели листки с текстом – в ванной, в коридоре, на столе», - вспоминала наша гостья.
Из «Рождённой революцией» артистка предложила посмотреть уникальный сюжет, снятый в Эрмитаже. Такие съёмки крайне редки, ведь съёмочная группа – большой организм. Наталья Фёдоровна отметила, что для неё эти кадры – святое, ещё и потому, что многих актёров, снимавшихся с ней в этой картине уже нет в живых.
В 2012 году ушёл из жизни блистательный актёр, сыгравший в картине одну из главных ролей и создавший образ настоящего советского милиционера, ставшего затем генералом, муж Натальи Фёдоровны на экране и в жизни Евгений Жариков.

Наталья Фёдоровна поделилась, что уже три года не снимается в кино, хотя предложения есть. «В современном кино слишком много негатива и жестокости, а мне это не интересно, – посетовала актриса. - Моим героиням в кино и так трижды приходилось уходить из жизни. Это невероятно тяжело играть. Хотя я и стараюсь никогда не ассоциировать героинь с собой, всё же нередко приходится слышать: «Как жаль, что в картине вас сбросили с поезда!». И приходится поправлять собеседников, что не меня сбросили с поезда, а мою героиню».
В продолжение темы она вспомнила, как в Туркмении снималась в картине «Ночь жёлтого быка», сюжет которой построен на воспоминаниях о печально знаменитом ашхабадском землетрясении 1948 года, унесшем жизни две третьих жителей города. Героиня Натальи Гвоздиковой погибает, спасая двоих детей. Режиссёру показалось мало грима для воссоздания образа умершей героини. Ему не хотелось, чтобы зрители подумали, что она спит. И он попросил артистку в её финальной сцене лежать с открытыми глазами, в то время как бульдозер сыпал на неё обломки разрушенной стены - крошка кирпича и пыль. Можно представить, что это было за испытание. Сцену снимали с нескольких камер, и только на восьмом дубле Гвоздиковой, превозмогая нечеловеческие усилия, удалось не моргнуть.
Наталья Фёдоровна поделилась, что до сих пор много ездит по стране, встречается со зрителями. А совсем недавно в составе жюри приняла участие в православном фестивале «Лучезарный ангел», проходившем под эгидой Патриарха Кирилла и Светланы Медведевой. Артистка отметила, что, несмотря на колоссальное напряжение (ей пришлось просмотреть и дать оценку десяти фильмам), она испытала удовлетворение и радость от просмотра и убедилась, что замечательное, хорошее, доброе, в том числе и детское кино, снимается и сегодня.
В связи с этим она напомнила одинцовцам, что подобные открытия могут быть доступны всем желающим, и призвала их не пропускать уникальную возможность, не лениться, не сидеть у телевизоров, а приходить на фестивали и смотреть работы, которые без преувеличения можно считать искусством кинематографа.

Виктория Бережная
Фото со встречи - Дианы Коротаевой