Умелая и бесстрашная из «СпасРезерва»

Добровольческий спасательный отряд «СпасРезерв» под руководством Юрия Иванова объединяет людей самых разных профессий, прошедших универсальную высокоуровневую подготовку. Отряд создан восемь лет назад и действует на территории Москвы и Подмосковья. Многие жители Одинцова уже наслышаны о нём: добровольцы «СпасРезерва» спешат на помощь в тех случаях, когда официальные службы экстренной помощи имеют законное право отказать в выезде. Именно им операторы службы 112 переадресовывают сигналы, когда в помощи нуждаются, к примеру, животные, а штатные сотрудники МЧС заняты...

В числе сотен тех, кто в составе «СпасРезерва» бескорыстно и самоотверженно готов служить благородному делу спасения людей, резервистка Евгения Дьяконова, жительница Одинцова. Перед мастерством и отвагой этой изящной голубоглазой девушки впору снять шляпу самым маститым смельчакам и умельцам сильного пола. Выпускница МИЭРА (ныне Московский технический университет), при котором действовал Всероссийский студенческий корпус спасателей, ещё в студенческие годы вдохновилась идеей помогать людям в экстремальных ситуациях. В этом отряде она получила соответствующее обучение, а дальнейшую аттестацию прошла уже в «СпасРезерве». Здесь Евгения состоит уже четыре года и более года является старшим дежурным смены.
Спасатель-универсал и мастер «золотые руки», Евгения Дьяконова владеет целым набором впечатляющих и самых нестандартных для женщины специальностей: матрос-спасатель, водитель маломерных судов, водитель квадроцикла и снегохода, а ещё она - оператор крана, «люльки-подъёмника»… Кроме прочего, в её послужном списке опыт ответственной работы в качестве инженера по обслуживанию атомных станций. Сегодня Женя - частный мастер–ремонтник. Ей по плечу даже самые мужские работы! Имеется в виду не просто гвоздь забить… Поменять и починить сантехнику, положить плитку - всё это она выполняет на высоком профессиональном уровне. Но вернёмся к её деятельности в «СпасРезерве».
Спасатель Дьяконова - давно уже авторитетный профи отряда. Она имеет разряды по альпинизму и спелеологии, освоила прыжки с парашютом. Именно спелеологические и альпинистские навыки, по словам нашей героини, оказались наиболее ценны в спасательской практике. А хрупкая фигурка девушки позволяет ей легко проникать в здания через окна, без особого труда перемещаться в шахтах и люках, чтобы вызволить из беды людей или животных.
За её плечами более 400 вызовов, и сегодня ей доверено наставлять начинающих резервистов, принимать у них экзамены на тренировочных сборах.
Мне трудно было удержаться от вопроса о самых первых шагах Евгении на этом опасном и благородном пути. Она охотно поделилась воспоминаниями о своём «боевом крещении»: «Когда я была начинающим резервистом, мы ехали на вызов, и прямо перед нашим автомобилем налетела на отбойник машина и опрокинулась. Впервые мне пришлось спасать людей в условиях дорожно-транспортного происшествия. В тот день со мной был очень опытный старший смены, он помог мне грамотно действовать, оперативно принимать верные решения. А первый мой самостоятельный рабочий вызов - это проникновение в квартиру на третьем этаже жилого дома через оконную форточку: тогда упавшая с кровати больная одинокая бабушка не могла сама подняться с пола. Альпинистский навык пригодился, и снаряжение не подвело, вот только «приземляться» мне пришлось на кактусы, которыми был обильно уставлен подоконник старушки. Большие, колючие, ну сами понимаете,- улыбается Евгения. - Впрочем, это скорее забавно. Главное, что человека удалось спасти и передать сотрудникам «скорой помощи». К счастью, всё закончилось хорошо…».
Особо памятен Евгении и другой эпизод – куда более драматичный, когда всё решали минуты, и спасти пожилого человека позволила исключительная профессиональная интуиция нашей героини. Дело было так: в «СпасРезерв» через службу 112 поступила заявка от соседей одинокой старушки. Изредка навещавшие её соседи встревожились тем, что хозяйка квартиры не отвечала два дня на звонки…
«Для вскрытия квартиры требовалось разрешение полиции, - поясняет Дьяконова. - Если бы квартиру вскрыли без санкции на то и она оказалась пустой, то формально это был бы повод для уголовного дела. Ведь хозяйка могла просто уйти или уехать куда-нибудь. Но всё же что-то подсказывало мне, что в квартире - человек, и я продолжала настаивать на своём. Почти чудом нам удалось разыскать участкового полиции, который оперативно добился нужного разрешения, и мы вскрыли дверь. Старенькую хозяйку обнаружили в ванной – к счастью, живую и невредимую, только очень ослабленную».
Как оказалось, бабушка двое суток провела в ванне: пошла мыться и вдруг почувствовала себя плохо, силы начали покидать её. Ноги свело, достучаться и докричаться до соседей не удавалось, а ключей от её квартиры ни у кого из них не было. Ужас охватывал бедную женщину всё сильнее, а сил оставалось всё меньше. Нет нужды объяснять, как встретила своих спасителей измождённая пенсионерка: ведь добровольцы «СпасРезерва» были для нее настоящими «ангелами спасителями».
В другом случае также сыграли роль буквально какие-то секунды: резервисты отряда, оперативно вскрывшие дверь жилища, успели до приезда «скорой» реанимировать женщину, решившую свести счёты с жизнью. Пациентке, проглотившей лошадиную дозу снотворного, спасатели-добровольцы оказали первую помощь и передали медикам «скорой помощи». А та после хеппи-энда поменяла своё решение в пользу здравого смысла.
Все эти факты – только тысячная часть повседневной практики отряда.
Но порой приходится добровольцам работать не только «ангелами», но и психологами, и даже немножко психиатрами. Учитывать приходится личностные особенности людей. В практике «СпасРезерва» довольно часты парадоксальные эпизоды: примерно один на десять вызовов – ложный, основанный на патологических фантазиях «пострадавшего». Так, одной москвичке почудилось, что её сосед сверху – американский шпион, который запускает ей в квартиру токсичный газ. Чтобы успокоить обладательницу расстроенного воображения, спасателям пришлось даже сделать замеры содержания этого газа и убедительно продемонстрировать «нолики» на специальном табло. К счастью, помогло!
Возвращаясь к серьёзным темам, закономерен вопрос: а как реабилитируются сами спасатели-добровольцы после напряженных горячих будней?
«Первое, чему меня научили старшие наставники, – не пропускать ситуацию через себя, - делится Евгения Дьяконова. – Но это не значит, что ты должен очерстветь, просто нужно уметь абстрагироваться от ситуации. У нас в добровольческом отряде нет специальных комнат психологической разгрузки, как у сотрудников государственной службы МЧС. Но нас спасают дружеская атмосфера и взаимная поддержка. Психологической разрядкой является юмор. Да, юмор между нами очень специфический, и кому-то он может показаться жестковатым. Но, замечу, никогда наши профессиональные шутки не бывают связаны с пострадавшими: такое для нас вообще недопустимо!».
Наблюдательность, сообразительность, смекалка - вот «три кита», которые, по мнению нашей героини, являются залогом успеха в работе спасателя и реально помогают в быту. «Никогда ничего не нужно бояться: страх и неуверенность в себе забирают половину успеха» - это жизненное кредо спасателя Дьяконовой.
Евгения с улыбкой признается: «В последнее время многие друзья стали замечать, что я стала «слишком быстрой для них». Быстро ориентироваться в самых разных ситуациях её научила работа в отряде, ставшая делом её жизни. А надёжной опорой на этом тернистом пути служит плечо её любимого человека по имени Дмитрий, вместе с которым они служат очень нужному и благородному делу спасения людей.

Елена Мороз