Простой парень из «Шатров»

В преддверии 60-летия Одинцова наше издание продолжает публиковать воспоминания известных жителей города о своей малой Родине. Герой этого материала прекрасно знаком не только рядовым одинцовцам, но представителям руководства городского поселения Одинцово, Одинцовского района и Московской области. Речь идёт о Николае Романовиче Якушеве, председателе районного Совета ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов.

Родился Николай Романович 24 апреля 1952 года в посёлке Жаворонки. Когда ему было четыре года, родители переехали в Одинцово. Тогда Министерство путей сообщения СССР расширяло жилой фонд, и родители мальчика – оба работники железной дороги – получили путёвку на расселение. Новым местом жительства Коли стал один из бараков, построенных на месте сегодняшнего микрорайона 7а. Поскольку возведённые по соседству с Баковским кладбищем бараки стояли кольцом, в народе их быстро окрестили «Шатрами». Так жаворонковские Якушевы стали шатровскими.
Железнодорожники обжились в «Шатрах» быстро. Первым делом мужики взялись за обустройство местной территории. «Своими руками для малышни сделали несколько детских площадок, для ребят постарше и для себя – пару «точек» для занятий спортом. Зимой в центре «Шатров» заливался каток, где играли в хоккей ребята постарше или просто каталась малышня. Воду на заливку и для хозяйственных нужд набирали из местного прудика.  Сейчас этого водоёма уже нет. Но тогда он пользовался у нас бешеной популярностью, - вспоминает Николай Романович. - Жили железнодорожники небогато. Зарплаты были неплохие, но шиковать не получалось. К тому же во многих семьях было по двое-трое детей. К примеру, я был третьим ребёнком, самым младшим. Пока родители были на работе, за мной присматривали старшие сестра и брат. Естественно, в таких условиях отправить детей в пионерлагерь на летние каникулы родители попросту не имели возможности. Я вот никогда не был в пионерлагере. Все каникулы мы проводили на улице. А в жаркие дни гурьбой неслись к местному водоёму». 
Но одним купанием в пруду и игрой на площадках досуг местных ребят не ограничивался. Бывало, что все вместе совершали «набеги» на шикарный фруктовый сад между кладбищем и «Шатрами»…
В 1959 году Коля пошёл в первый класс. Начальная школа располагалась на Можайском шоссе, в районе ДЭП-13. Сейчас там магазин «Свой книжный». Здание было одноэтажным, барачного типа. После четвертого класса Николая перевели в среднюю школу № 8 на Баковке, где он проучился до восьмого класса.
Как раз в школьные годы он стал принимать участие в футбольных матчах за честь «Шатров». Соревновались с дворовыми футбольными командами с Баковского завода резиновых изделий, с улицы Вокзальной и с другими соседями. Сначала одна команда бросала вызов другой. Затем капитаны обговаривали время игры. Далее ребята выбирали место проведения матча – выискивали на нейтральной территории полянку поровнее, сами ставили ворота и наносили разметку, затем играли.
В конце 60-х Николай стал обладателем велосипеда «Спутник» - на тот момент одного из самых распространённых видов подросткового транспорта. Вместе с товарищами частенько ездил в посёлок Отрадное порыбачить на местном пруду. К слову, сейчас на этой территории возведена эстакада. Николай Романович говорит, что «в основном в водоёме водились караси, вьюны. Но в какой-то момент появились бычки или, как их ещё нередко называют, ротаны. Видно, птицы икру принесли, и они размножились. Мы такую рыбу не знали, а старшие ребята этим пользовались: выудишь ротана, а они уже рядом стоят, языками цокают и приговаривают: «Ой, это ж ядовитая рыба. Её есть нельзя. Только обратно в пруд не выпускай, давай сюда – я выброшу». Мы и «велись». А они её - в пакет и к себе домой жарить. Жареные бычки были невероятно вкусными».
В 1967-68 годах Николай вместе с другими парнями из «Шатров» стал захаживать на танцы. Зимой - на танцплощадку  ДЭУ-110, а с наступлением тёплой погоды - на Баковскую летнюю веранду – танцевальную площадку под открытым небом, расположенную недалеко от железнодорожной платформы посёлка. Там же крутили кино на свежем воздухе. Порой шатровские выбирались подальше. Ездили и в Голицыно, и на станцию «Пионерская». Само собой, без конфликтов с другими группами молодых людей не обходилось. Но в отличие от «разборок» 90-х, тогдашние проходили в соответствии с «пацанским кодексом».  «Если залётные у нас не хамили, то проблем не было. Также и мы, приехав на чужую территорию, если не нарушали местных правил, то могли и с девушками познакомиться и потанцевать. Если же возникал конфликт,  отходили в сторону, чтобы другим не мешать, и «разруливали» ситуацию: от обеих сторон выдвигались лидеры-переговорщики и, пообщавшись, решали конфликт «дипломатическим» путём. Драки на танцах были нечастыми. И уж совсем редко шли «стенка на стенку». Мало того, что мы со многими из «оппонентов» виделись минимум пару раз в неделю (то по работе, то по учебе), так ещё и прекрасно понимали, что мы все с одного большого района, соседи,  свои, местные, что потом кто-то к кому-то зачем-нибудь приедет… Вот с заезжими из Москвы или из дальних поселений бывали проблемы. Но опять же - старались цивилизованно решать конфликты», - пояснил Николай Романович.
В начале 70-х город Одинцово начал активно застраиваться. В первом микрорайоне появились многоквартирные дома. Потом стала строиться улица Молодёжная. Выросли пятиэтажки, высотки и на Баковке - три блочных дома, в которые заселились работники колхоза «Матвеевский».
Чуть позже возле железной дороги, в районе Баковки, появились первые девятиэтажки, в которые переселили работников железной дороги из «Шатров» и из двух- и трёхэтажек с Вокзальной. «Когда наша семья переехала в новую трёхкомнатную квартиру в девятиэтажку, для нас это было сказочным событием. Свой туалет, своя кухня, своя ванная, водопровод… На лето ещё к нам бабушка приезжала. В общей сложности - шесть человек в одной «трёшке». И хотя наша общая площадь составляла 36 квадратных метров, всё равно, мы были очень довольны», - делится Николай Романович.
Со временем практически всё Одинцово заполонили стройки. Строительство каждого микрорайона велось планомерно и грамотно – возводили жилые дома, а рядом – школу, детский сад и так далее.
Расстроившись, Одинцово стало облагораживаться. Разумеется, наводить чистоту и опрятность начали с центра города. Хотя, положа руку на сердце, одинцовцы всегда стремились создать рядом с собой кусочек красоты.  «Когда мы жили в бараках, у каждого там получался небольшой кусочек земли в пару соток. Кто-то разводил на нём огород, кто-то ухаживал за цветами, кто-то сажал плодовые деревья. В частном секторе, вообще, сплошь и рядом имел место рукотворный декор самых разных направлений. Также жильцы украшали дворы многоквартирных домов. И что примечательно, город был очень чистый. Мусор нигде не валялся. Также было очень много небольших искусственных прудиков у частных домов. Здесь же везде под Одинцовом ключи. Копнул ямку - и вот тебе уже водоём наполняется. И красиво, и женщинам постирать есть где, и окунуться можно при желании, и противопожарный водоём тебе», - рассказывает Николай Якушев.
В начале 80-х преображение города стало более масштабным. Но не всегда процесс шёл гладко. К примеру, с «Баранкой» в своё время произошёл даже небольшой скандал. «Раньше по всему Одинцову располагались карьеры, откуда брали глину для 2-го и 6-го кирпичных заводов,  - продолжает Николай Романович. - Несколько карьеров было в центре города и в соседних микрорайонах - на месте нынешнего торгового центра «Оливье», в районе деревни Семидомики, где сейчас коттеджные посёлки «Княжичи» и «Родники». После выборки глины оставались котлованы, траншеи, ямы… Большую их часть потом рекультивировали и засыпали, а некоторые отвели под водоёмы. Так получилось и с «Баранкой». Когда встал вопрос о её создании, сразу же нашлись активисты, выступившие за строительство жилого дома. Но после нескольких совещаний решено было делать пруд. Работы оказалось немало – на тот момент водоём больше напоминал заросшее болото. Перво-наперво его осушили и вычистили, затем «заселили» на островок «семейство» оленей и потом облагородили береговую линию. В результате получился искусственный красивый пруд, питаемый подземными родниками. Для многих «Баранка» стала любимым местом отдыха. Сюда приходят мамы с детьми, пенсионеры, по зорьке многие рыбачат, благо рыбу регулярно администрация города запускает».
Николай Романович прекрасно помнит и становление одинцовского гарнизонного Дома офицеров. По его словам, ГДО очень быстро завоевал популярность у местных жителей. Помимо того, что заведение активно работало по линии патриотического воспитания молодёжи, здесь принимали в пионеры, устраивали встречи ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы с жителями города, потом стали проводить киносеансы и организовывать концерты с участием не только местных артистов, но и звёзд столичного и российского уровня. Дом офицеров имел прекрасную на тот момент библиотеку, снискавшую популярность у многих одинцовцев. На его ступеньках часто играл Одинцовский духовой оркестр, зазывая жителей потанцевать на свежем воздухе. Эта традиция была в недавнем прошлом возобновлена.
Волею случая Николай Романович стал непосредственным участником очень значимого строительства в Одинцове. Когда он работал на Машиностроительном заводе имени М.В. Хруничева (в 15 лет он пошёл на завод учеником фрезеровщика, чтобы семье было легче в финансовом плане, при заводе учился в вечерней школе, а после в техникуме) судьба свела его с легендарным олимпийским чемпионом Виктором Куренцовым. В ходе общения с трудовой молодёжью Виктор Григорьевич обмолвился о начале строительства в Одинцове дворца спорта «Искра» и посетовал, что на начальном этапе не хватает рабочих рук. Разумеется, молодые заводчане сразу же предложили свою помощь. Так, после заводской смены Николай с товарищами работал на стройке подсобным рабочим. Уставал, конечно, сильно. Но чувство причастности к чему-то значимому и доброму Николай Романович помнит  по сей день.
Затем в биографии Николая Якушева была служба в армии, окончание школы младших авиационных специалистов с отличием, спецкомандировка в Египет (на тот момент в район боевых действий). Вернувшись из армии, Николай устроился работать на Одинцовский комбинат мебельных деталей. После долгих лет безупречной работы перешёл в структуру коммунального хозяйства города. В 1991 году, когда были сняты запреты и грифы секретности, Николай Романович получил удостоверение участника боевых действий. Чуть позже вместе с другими воинами-интернационалистами сформировал Одинцовское районное отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство». На первом собрании единогласно был избран его председателем.
А 19 лет назад Николай Якушев возглавил Совет ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов Одинцовского района, которым руководит и поныне.
Недавно Николай Романович отметил свой 65-й день рождения и 50 лет трудовой деятельности. С высоты прожитых лет юбиляр Якушев обратился к юбиляру – своему родному городу Одинцово: «Мне сложно что-то желать городу, потому как и по сей день Одинцово активно развивается. Но скажу, что раньше, на заре становления, наш город был очень зелёный и чистый. Хотелось бы, чтобы его благоустройство являлось приоритетным направлением в  дальнейшем развитии мегаполиса. А одинцовцам хочу пожелать любить свою малую Родину и гордиться ею. Наше Одинцово, преодолев очень интересный и многогранный отрезок жизненного пути, вполне этого заслуживает».

Пётр Коротецкий
Фото автора и из семейного архива Якушевых