В городе - «Музыкальный листопад»

В Одинцовском муниципальном историко-краеведческом музее 1 октября состоялось торжественное открытие выставки музыкальных щипковых инструментов «Музыкальный листопад». 

По заданию редакции мы направились в музей, чтобы отразить это событие в своих материалах. Открытие очередной выставки нас очень обрадовало, но и, откровенно говоря, смутило. Ведь сейчас непосредственно перед главным входом в музей ведётся интенсивное строительство эстакады из 8-го микрорайона в центр Одинцова, и добраться до цели было совсем непросто. Калитка на территорию музея (помимо основного входа) была открыта со стороны железной дороги. Но, включив фантазию, мы добрались до цели, и, надо сказать, наши старания оказались не напрасными. 
«Музыкальный листопад» состоялся в Международный день музыки, 1 октября. Небольшую экспозицию, посвящённую народным музыкальным щипковым инструментам, открыла научный сотрудник музея Инна Тютюнникова: «Здесь, на выставке, мы с вами вспоминаем небольшую деревеньку Шихово Одинцовского района, которая прославилась на всю Россию изготовлением щипковых музыкальных инструментов – гитар, балалаек, домр. В XIX-XX веках привычно звучало словосочетание «шиховская гитара».  
Легенда гласит, что у истоков знаменитого шиховского музыкального промысла стоял крестьянин Емельянов, работавший в гусельной мастерской в Москве. Он и начал ещё в конце XVIII века дело, которое продолжили потомственные мастера Краснощёковы, Поляковы, Буровы, Шибаловы, Стариковы, Суровы, Симаковы. К концу XIX века музыкальный промысел становится основным для крестьян Шихова.
В начале XIX века, как писал М.А. Стахович в очерке «История семиструнной гитары», это был «инструмент наиболее распространенный в России, потому кроме сословия образованного на нём играет и простой народ… Нет почти ни одной табачной лавочки, где бы ни висела на продажу семиструнная гитара, ценою от полтинника до трёх целковых, русской выделки, на скорую руку». По ревизии 1869 года в Шихове 73 двора, из них «работали гитары» 19 дворов, где трудились 38 мастеров и 7 учеников. Среди них шиховские мастера Никита и Максим Емельяновичи Дубровины; Александр, Фома и Агап Дмитриевичи Емельяновы, Павел Матвеевич Шибалов, Федот Филимонович, Трофим, Егор, Филимон, Николай Федотовичи Суровы, Никифор Захарович Сотский. Промыслом занимались исключительно мужчины. Работали восемь месяцев в году. В подавляющем большинстве гитарных предприятий кроме семейных мастеров было от одного до трех наёмных рабочих.
После того, как исследователь, музыкант и сподвижник В. В. Андреев реконструировал случайно найденный в 1896 году в Вятской губернии музыкальный инструмент назвав его домрой и затем на её основе в содружестве с мастерами Ф.С. Пасербским и С.И. Налимовым создал целое семейство домр (от пикколо до контрабаса), мастера Шихова стали изготавливать и эти инструменты. Причём шиховский мастер С. Ф. Буров в 1908 году по предложению дирижёра Г. П. Любимова для увеличения звукового диапазона трёхструнной домры сконструировал первую четырёхструнную домру с квинтовым строем. В 1914 году из таких домр был организован квартет, а в 1919-м - оркестр. На протяжении 1912-1931 годов мастером было сконструировано семейство четырёхструнных домр квинтового строя. В фондах музея имени М.И.Глинки хранятся 14 инструментов С.Ф.Бурова - 7 домр, 6 лир-мандолин и балалайка. 
Среди старинных мастеров в советское время часто упоминались шиховские Краснощёковы, но они лишь однофамильцы знаменитого московского гитарного мастера И.Я.Краснощёкова (1798-1875), который был родом из Рязанской губернии. На протяжении жизни И.Я.Краснощёков тесно общался с мастерами из Шихова, многие были его учениками. На гитарах И.Я. Краснощёкова играли многие выдающиеся русские гитаристы XIX и начала XX веков, в их числе М.Т. Высотский и В.А. Русанов, а также хоровые цыганки и цыгане. В легенде, сопровождавшей поступление в музей им. Глинки гитары, изготовленной мастером И.Я. Краснощёковым в 1834 году, говорится, что на инструменте играла московская певица-цыганка 30-х годов ХIХ века, солистка хора Ильи Соколова – Татьяна Дмитриевна Демьянова, известная как цыганка Таня, которая была отмечена вниманием А.С. Пушкина и воспета в стихотворениях Н.М. Языкова. По воспоминаниям современников, встреча цыганки Тани с Пушкиным состоялась за несколько дней до свадьбы поэта. Беглое знакомство с легендой невольно приводит к мысли, что именно эту гитару слышал тогда великий поэт.
В 1908 году шиховский мастер Сергей Федорович Буров совместно с Г.П. Любимовым модернизировал древнерусский музыкальный инструмент – домру, сделав ее четырехструнной. На выставке представлена копия диплома этого мастера, получившего золотую медаль выставки в Ростове-на-Дону «за отличные гитары и мандолины» (хранится в Звенигородском музее). В 1919 году Любимов создал первый профессиональный Государственный оркестр домр (по образцу струнного смычкового оркестра), которому в 1924 году было присвоено звание академического.
В 1921 году в Шихове была создана одна из первых кустарных артелей – Музкустпром. Ее организовали Николай Иванович Летунов, Дмитрий Васильевич Краснощёков, Егор Федорович и Алексей Егорович Суровы.
В послевоенное время здесь существовал шиховский промколхоз, выпускавший восемь разновидностей гитар, три варианта мандолины и комплект домрового оркестра из 16 инструментов. Продукция его широко расходилась по стране. На смену промколхозу пришла фабрика по производству музыкальных инструментов.
Но все же большая часть мужского населения Шихова занималась производством музыкальных инструментов не в фабричных цехах, а на дому. Многие работали по заказам Всероссийского хорового общества, а с 1974 года – на Московской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов как надомники. Мастера делали высококачественные инструменты для профессиональных исполнителей. Шиховская фабрика закрылась в 2007 году как нерентабельное предприятие». 
Вот такие сведения о шиховской гитаре нам поведала сотрудник музея. Но на этом мероприятие не закончилось. Гитаристы и балалаечники Одинцовской детской музыкальной школы подготовили небольшой концерт. В их репертуаре прозвучали народные песни в профессиональной обработке, пьесы для гитары и ансамбля гитаристов. Были также и вокальные номера под аккомпанемент гитар, балалайки, домры. К сожалению, будущие посетители не смогут услышать концертную программу, но увидеть щипковые музыкальные инструменты и узнать их историю будет интересно. Тем более что рассказ экскурсовода содержит исторические факты и выдержки из литературы, связанные с тем или иным музыкальным инструментом. 
Вход в музей, как всегда, свободный. 
Напоминаем адрес: г. Одинцово, Коммунальный проезд, д.1. 
Время работы: пн-пт, вс – с 10 до 17 часов. Телефон для справок: 8-495-593-54-21.

Маргарита Богданова 

Фото Александра Колесникова