Ракетчик с душой моряка

В день нашей встречи генерал­майор Владимир Носов из Одинцова положил на стол целую папку, которая должна была помочь журналисту написать о нём статью. На белом листе – название «Военный инженер­баллистик» с подзаголовками: офицер-­оператор, генерал РВСН, писатель и журналист, учёный и путешественник. Позднее стал понятен смысл такого четкого разграничения и последовательности в действиях. По сути, в этом и заключалась вся его жизнь, проявлялись черты твёрдого характера и самостоятельность, благодаря которым, собственно говоря, и складывается образ офицера­-ракетчика и человека с большой буквы, стоявшего у истоков создания Ракетных войск и космонавтики. 

Под парусом детства 

И всё-­таки его первые представления о будущей профессии были связаны только с капитанским мостиком и морскими просторами. Не случайно, конечно. С дедом-­бакенщиком он с пяти лет ходил на лодке по Иртышу. На несколько месяцев ездил с ним на рыбалку на таёжные озёра или под парусом на лодке. А потом уже совершенно спокойно с друзьями­-одноклассниками. В общем, дед успел увидеть внука в морской форме, курсантом Каспийского высшего военно-­морского училища в г. Баку.
Но именно в этот момент судьба дала резкий крен: флот пошёл под сокращение, а будущим капитанам, успевшим отучиться два курса, приказано было осваивать… теорию полёта ракет в Ростовском высшем военном инженерно­-артиллерийском училище. Кур­­­сант Носов уехал туда на учебу пос­­­­ледним, он не представлял своей жизни без моря. Никогда не забудет, как ад­­мирал, начальник училища, провожая девятнадцатилетнего парня, обнял его и сказал, что не видел человека с такой любовью к флоту. В Ростове уже знали о редком упорстве курсанта, поэтому дали возможность самому выбрать любой факультет. И он выбрал новый, только что сформированный – баллистики и программирования, о чём никогда в жизни не пожалел. Ведь именно в те годы было положено начало самому современному направлению в военной науке, которая, по словам генерала, «всегда знает цель».

В поле, усеянном звёздами

О своей профессии военного инженера­-баллистика, связанной с Ракетными войсками стратегического назначения, он рассуждает как о человеке, у которого есть душа: ракета только тогда сможет полететь, если в неё заложено полётное задание. Оказавшись там, где бьется пульс мира, он побывал на всех полигонах страны (в том числе Капустин Яр, Байконур, Плесецк, на Камчатке). Очень часто произносит любимую фразу о космосе как поле, усеянном звёздами. Принимал участие в постановке на боевое дежурство ракетных полков с различными типами ракет, являлся непосредственным участником около двадцати учебно-­боевых пусков ракет с боевых позиций. В тему, которую изучал досконально, вникал глубоко, докапываясь до самой сути. Эти черты характера и, конечно же, смелость, умение принимать решение и брать ответственность на себя выделяли его в команде единомышленников как настоя­щего лидера. 
Спустя годы, ему приятно вспоминать, что не раз приезжал в родное училище уже будучи генералом, членом методического совета РВСН, заместителем председателя Совета изобретателей и рационализаторов Ракетных войск. Как начальник Центра оперативно-­тактических исследований РВСН, находящегося на Власихе, считался одним из главных организаторов военной науки Ракетных войск, профессиональным аналитиком. Кстати, именно аналитический склад ума давал ему возможность реально оценивать перспективы развития войск. И, самое главное, он всегда настойчиво высказывал свои, даже не очень лицеприятные прогнозы, которые в конечном результате сбывались. Это касалось, к примеру, его отношения к неумолимому движению НАТО на восток. Никто в 97-­м году не осмеливался даже говорить об этом. А генерал Носов опубликовал статью в «Независимой газете» прямо под таким заголовком! Услышал тогда в свой адрес разное, что изменщик, мол. Но время подтвердило его правоту.

Довести до «звона»!

Итак, в послужном списке ветерана Ракетных войск Владимира Носова, прослужившего в РВСН 38 лет (из них около 20 – на Власихе), профессора Академии военных наук, действительного члена Академии проблем сохранения жизни на Земле, члена президиума совета МОО «Союз ветеранов РВСН», правления международной организации бывших военнослужащих «Марс–Меркурий», от имени которой он занесён в книгу «Лучшие люди России­ - 2005», совершенно неожиданно открывается место журналистике и писательскому дару. Причём сам генерал Носов – член Союза журналистов и писателей России – считает, что всё это идёт «от должности». Сыграли свою роль и его непосредственные начальники, многих из которых он называет своими учителями. А работал он в своё время под началом генералов армии Юрия Яшина, Юрия Максимова, а также Игоря Сергеева, ставшего впоследствии Маршалом Российской Федерации. Приходилось работать с документами, готовить всевозможные материалы. От Сергеева он, кстати, впервые услышал непререкаемый принцип, по которому надо работать: «Володя, доведи бумагу до звона!» Позднее Владимир Носов стал автором книги о маршале Сергееве, а также автором или соавтором более двадцати военно­-научных трудов о РВСН, военачальниках-­ракетчиках. Это «Главный штаб Ракетных войск», «Стратеги. Военачальники, учёные, испытатели Ракетных войск стратегического назначения», «Командующие ракетными армиями», «Командиры ракетных дивизий»… Очередная книга на эту тему cдана в печать прямо в эти дни, к годовщине РВСН. А на ближайшее будущее генерал-­ракетчик Владимир Носов намечает вернуться ещё к одной важной в его жизни теме: написать о выпускниках военно-­морских училищ на службе в Ракетных войсках. Целая папка уже подготовлена, дело за малым…
Зная характер этого человека, привыкшего доводить любое дело до конца, он не отступит. И сделает это с той же настойчивостью, которую в свое время проявил в поисках пропавшего без вести во время войны отца. Он нашёл его через 26 лет, захороненным под Гжатском. Приехал на братскую могилу вместе со своими детьми и внуками, для которых дед был и навсегда будет «самым главным по ракетам». 

Наталья Игумнова
Фото из архива Владимира Носова